Дома различаются по составу, конструктивным особенностям, степени физического износа и техническому состоянию общего имущества. Зачастую два одинаковых, на первый взгляд, панельных дома, требуют проведения совершенно разных ремонтов. У первого разрушается крыша, а у второго срочного вмешательства требуют межпанельные швы. Даже при внешней схожести проблем, например неисправности системы отопления, в одном доме требуется заменить только часть системы, а в другом практически всю. Значит, если ремонты разные, то и квартплата не может быть одинаковой.
Существующий принцип формирования усредненной платы за жилое помещение не учитывает степень износа дома и реальную потребность в ремонте. Такая плата, обеспечивает только обязательное текущее обслуживание сторонними организациями. Ремонт финансируется по остаточному принципу. После расчета с обслуживающими организациями, на ремонтные работы остается 20-30% от ежемесячной платы, да и то, если все собственники выполняют свои обязательства. Жилищное законодательство считает, что плата должна быть индивидуальна для каждого дома, учитывая степень его износа и стоимость планируемого ремонта. Плата принимается общим собранием, по предложению управляющей организации.
Обслуживающие организации, официально уведомляют управляющие организации о повышении стоимости своих услуг в среднем на 12-15%. В первую очередь, это связанно со значительным увеличением с февраля 2011 г. размера социальных налогов. Теперь размер налогов составляет более 50% от начисленной заработной платы работникам. Кроме того, инфляционные процессы, привели к удорожанию материалов, применяемых при обслуживании и ремонте дома.
С учетом вышесказанного, для сохранения даже существующего уровня технического обслуживания жилых домов, управляющие организации вынуждены увеличить плату за жилое помещение.
Необходимо отметить, что данное повышение обеспечит только обязательные расчеты с обслуживающими организациями и позволит заказать работы по выборочному ремонту в объемах, не обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан. Если собственники будут хотя бы пытаться объективно разбираться в ситуации, перейдут от обвинений к конструктивному диалогу с управляющей организацией, через своих представителей будут участвовать в планировании ремонтов и формированию квартирной платы, то положительный результат не заставит себя долго ждать.